Приказ О проведении предметной недели родного языка

План недели родного

   Чувашский язык – сколько в нем родного и прекрасного! Любовь к языку - это одно из проявлений любви к Родине, именно это чувство мы воспитываем в учениках   нашей школы. Наши учителя большие профессионалы, которые могут найти индивидуальный подход к каждому учащемуся, и вовлечь их в свой предмет. В школе ребята с нетерпением ждут эти уроки, чтобы приобщиться к культуре родного края и узнать о его традициях.

   В рамках проведения Международного Дня родного языка проводились открытые уроки, викторины, квесты, чтение стихотворений на родном языке, мастер-классы, «пятиминутки»-беседы о красоте родной речи, сохранении родного языка, классные часы, устные журналы, конкурсы, акции.

   И сегодня, 21 февраля, во всех классах нашей школы прошли мероприятия, посвященные данному событию. Этот день отмечается с целью сохранения и развития исчезающих языков, а также повышения знаний о языковых и культурных традициях.

   В ходе мероприятий обучающиеся узнали о том, что родной язык — это характер народа, его память, его история. Отвечали на вопросы викторины, вспомнили пословицы и поговорки, в которых речь шла о языке, читали стихи, узнали об известных людях Чувашии, об их неоценимом вкладе в развитии языкознания и речевой культуры нашего родного языка.

   В мероприятиях приняли участие обучающихся 5-11 классов. Все мероприятия были направлены на сохранение и укрепление знаний, прежде всего своего родного языка.


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсоводы 7к класса провели экскурсию для обучающихся 1Д класса. Руководитель музея познакомила ребят с экспонатами, представленными в музее. В ходе экскурсии были показаны основные коллекции принадлежностей солдат во время ВОВ, средств связи, боевого комплекта.  Ребята с большим интересом слушали и об истории кадетского образования.


На проверку организации питания приходят  надзорные органы, специалисты Управления образования администрации  г. Чебоксары, родительская общественность. Контроль питания всегда стоит на первом месте. Сбалансированность меню, качество продуктов, поставщики проверяются очень тщательно. Мы стараемся соответствовать всем требованиям и накормить детей вкусной, полезной едой. 

 


     Сегодня быть финансово образованным – это обязательное условие успешности и устроенности в жизни для каждого человека. Особенно актуально это для подрастающего поколения. Финансовое просвещение - актуальная задача современного общества. Незнание основ финансовых знаний делает человека уязвимым в сфере финансовой безопасности. Проект, в котором принимают учащиеся МБОУ «СОШ No 53» г. Чебоксары способствует формированию основ финансовой грамотности и построению собственной концепции финансовой стабильности. Полученные знания, личностные ориентиры и нормы финансового поведения, обеспечат разумное поведение в экономической среде.
     12 и 13 февраля 2024 года стали участниками онлайн-уроков учащиеся 6К, 9В, 9Ж классов. Эксперты Банка России и представители финансовых организаций продемонстрировали презентации презентации, видеоролики, провели интерактивные опросы. Полезной была информация о том, как не потерять свои деньги, как защититься от кибермошенников, о видах и признаках финансовых пирамид. Обучающиеся остались довольны уроком и сочли полученную информацию полезной.
 

Товарищеская игра с МБОУ "СОШ№41" г. Чебоксары по баскетболу. Ребята с младшей группы играют с каждым разом увереннее, не боясь соперника . Счёт 31:38. Проиграли. Есть над чем работать. Ребята заряжены на новые встречи, игры и на победы.


Секция математики
1 место – не присуждено
2 место Трофимова Ксения, Николаева Кира, 9Г; Павлова Виктория, Ордякова Арина, 5К; Петров Руслан, Григорьев Максим, 9М
3 место - Митрофанова Мария, 6К; Шиллер Карина, Гаврилова Анастасия, 9К; Александров Михаил, Данилов Павел, 5К
Секция физики 1
1 место Лапыгин Егор, Рыбкин Григорий, 10
2 место Веков Роман, Абрамов Никита, 9М;
3 место Егорова Софья, 9М
Секция физики 2
1 место Сироткин Тимур, 10
2 место Викторова Анна, 11; Андреев Даниил, Романов Артем, 11
3 место Кошкина Яна, 9М
Секция «Естественные науки и современный мир»
1 место - Морев Даниил, 5А; Пудейкина Татьяна, 10; Алексеев Данила, 10
2 место – Печкова Юлиана, 5А; Комаров Роман, 10; Андреева Екатерина, Васильева Ксения, 11
3 место – Суркова Елизавета, 5А; Иванова Алиса, Илларионова Ангелина, 11
Секция «Социально-гуманитарные науки»
1 место – Андреева Екатерина, Павлова Яна, 11; Васильева Ксения, Илларионова Ангелина, 11; Петрова Мария, Ларионова Дарья, 11
2 место – Яковлева Юлия, 11; Порфирьева Арина, Сергеева Валерия, 10; Игнатьев Дмитрий, 10
3 место – Шарипова Регина, 8Б; Журавлев Святогор, 5А; Иванова Лариса, 11
Секция «Творчество, спорт и здоровье»
1 место – Иванова Алиса, 11; Штаев Иван, 11
2 место – Васильева Ксения, Яковлева Юлия, 11; Николаева Кристина, Федорова Арина, 11; Григорьева Анна, 8Б
3 место – Андреев Андрей, 8К; Артюков Святослав, 9Е
Секция «Наука рядом» (начальные классы)
1 место – Королева Алиса, 2А
2 место – Софронова Анастасия, 3Г
3 место - Чирицын Юрий, 3В; Ефремов Артемий, 4Б
Желаем дальнейших достижений и успехов в проектной деятельности учащимся и их руководителям!
 

     Под эгидой Банка России реализуется проект «Онлайн-уроки финансовой грамотности». Онлайн-уроки охватывают 24 темы разного уровня сложности. На занятиях обучающиеся узнают о вкладах, кредитах, различных финансовых инструментах, страховании, инфляции, преимуществах владения и безопасном использовании банковской карты. В рамках онлайн-уроков лекторы эксперты Банка России и представители финансовых организаций демонстрируют презентации, видеоролики, проводят интерактивные опросы. Слушатели также могут задавать вопросы в чате по теме урока, на которые лекторы отвечают в прямом эфире.
     Учащиеся класса под руководством учителя истории и обществознания Ивановой Ольги Викторовны приняли участие в занятии «10 простых шагов, чтобы стать финансово грамотным». 9М и 8В классы вместе с классным руководителем просмотрели урок «С деньгами на "ты" или зачем быть финансово грамотным». Учащиеся усвоили, что финансовая грамотность основа осознанного поведения, которая даёт уверенность в завтрашнем дне. Навыки финансовой грамотности позволяют меньше тратить и эффективнее копить, избегать конфликтов с близкими по поводу денег, быстрее и качественнее достигать поставленных финансовых целей.
 

Приоритетом государственной политики Чувашской Республики в сфере образования является достижение высокого качества образования, обеспечивающего удовлетворение актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций.

При поддержке Правительства реализован комплекс проектов и мероприятий, посвященных Году счастливого детства в Чувашской Республике, Году педагога и наставника в Российской Федерации, 175-летию выдающегося просветителя И.Я. Яковлева. Продолжены реализация мероприятий национального проекта «Образование» и формирование единого образовательного пространства.

Благодаря Президенту и Правительству России, поддержке руководства республики и органов местного самоуправления, усилиям руководителей и педагогов образовательных организаций в течение пяти лет реализуется национальный проект «Образование». Объем финансирования нацпроекта составил 8,8 млрд. рублей, из которых 4,7 млрд. рублей средства федерального бюджета.

Основой любой образовательной системы является школа. И здесь в числе основных приоритетов – это укрепление ее инфраструктуры. В рамках госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» в прошлом году начато строительство двух школ в селах Янгличи Канашского и Чурачики Цивильского муниципальных округов. Ведется строительство школы в микрорайоне «Университетский-2» г. Чебоксары. На основе государственно- частного партнерства в рамках концессионных соглашений возводятся еще три школы: в микрорайоне «Солнечный» г. Чебоксары, в г. Новочебоксарск и в поселке Кугеси. Все это должно уменьшить количество обучающихся во вторую смену и обеспечить комфортные условия пребывания в школе.

Продолжается обновление инфраструктуры действующих образовательных организаций. За последние три года проведена модернизация в 105 школах республики и направлено порядка 6,0 млрд. рублей из федерального и республиканского бюджетов. Комплексный подход предусматривает оснащение учебных кабинетов современной мебелью, лабораторным и цифровым оборудованием, новыми учебниками, также решаются вопросы повышения квалификации педагогов. На 2024–2026 годы определено 49 школ для капитального ремонта.

Впервые в 2023 году из республиканского бюджета на обеспечение мероприятий по антитеррористической защищенности было направлено более 53 млн. рублей. В общеобразовательных организациях проведены работы по ограждению территории, монтажу видеонаблюдения, ремонту системы оповещения и управления эвакуацией при чрезвычайной ситуации, установке системы контроля доступа. Для устранения замечаний требований противопожарной безопасности и оснащения медкабинетов на 2023–2024 годы дополнительно направлено 325 млн. руб.

На благоустройство территорий в 2024 году из республиканского бюджета предусмотрено выделение 783 млн. рублей.

Более 360 автобусов, из которых каждый второй обновлен за последние три года, ежедневно осуществляет подвоз более 13,5 тысяч школьников. Автобусы оснащены всеми техническими средствами для обеспечения безопасной перевозки.

Организация горячего питания в образовательных организациях в республике находится под постоянным контролем. Для этого с 1 сентября 2023 года во всех муниципалитетах проведена централизация системы обеспечения горячего питания. Питанием охвачено более 151 тысяч обучающихся.

В рамках проекта «Современная школа» образовательные организации республики оснащаются современным высокотехнологичным оборудованием. На сегодняшний день в сельских школах и малых городах действуют 217 центров образования «Точка роста». Ежедневно в них обучается более 50 тысяч детей.

В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» в 2023 году создано 766 новых мест для дополнительного образования детей. Это кружки робототехники, авиамоделирования, туристические клубы, физкультурно- спортивные секции.

В школах создаются условия для занятий физической культурой и спортом.

С начала реализации проекта отремонтировано 83 спортзала, в которых функционируют школьные спортивные клубы.

В рамках Года счастливого детства реализовано более 130 проектов и значимых мероприятий по развитию способностей детей и созданию условий для благополучного детства.

В рамках фестиваля школьных театров «Асам» более 5 тысяч юных артистов смогли проявить свои таланты, что дало новый импульс развитию школьных театров. Победитель фестиваля – команда Цивильской школы № 2 в январе 2024 года выступила на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ.

Навигатором изучения Чувашии стал уникальный культурно- образовательный проект – туристический дневник школьника «Книга моих путешествий». Более 100 тысяч школьников активно включились в этот проект.

Также организованы форум многодетных семей «Многодетная Чувашия», межрегиональный фестиваль детских и юношеских медиапроектов «Медиавзлет», конкурс творческих работ «Лучшие на селе», республиканский фестиваль творчества детей-сирот «Звезды детства».

В 2023 году Чувашия вошла в число 10 регионов-участников федерального проекта по созданию современной инфраструктуры для отдыха и оздоровления детей. В детских лагерях «Бригантина» и «Звездный» созданы быстровозводимые корпуса, что позволило увеличить охват детей отдыхом и оздоровлением. К лету 2024 года планируется запустить дополнительно четыре жилых корпуса в лагерях «Звездный» и «Березка».

Навигаторами в мире возможностей для детей сегодня стали советники директора по воспитанию, в школах республики их более 400. С этого учебного года 30 советников по воспитанию приступили к работе в техникумах и колледжах. Советники создают в образовательных организациях воспитательную среду, объединяющую детей, педагогов и родителей.

Серьезный вклад в формирование счастливого детства и успешного будущего наших детей своим каждодневным трудом вносят педагоги. В Год педагога и наставника 11 учителей получили премии Правительства России. В республике учреждено почетное звание «Народный учитель Чувашской Республики», которое присваивается педагогам со стажем свыше 25 лет. Количество конкурсов профмастерства для педагогов достигло 11.

Увеличены размеры ежегодных грантов Главы Чувашии на поддержку инноваций для тридцати педагогов до 50 тысяч рублей, а для двадцати образовательных организаций – до 500 тыс. рублей. Для молодых педагогов, впервые принятых на работу в сельской местности и в малых городах, введены дополнительные финансовые меры стимулирования в первые три года работы. Это способствует укреплению ценности и повышению престижа профессии учителя.

Год педагога и наставника в России органично дополнили мероприятия, посвященные 175-летию выдающегося просветителя Ивана Яковлева. Его заветы, написанные десятки лет назад, актуальны и сегодня, а вопросы сбережения и развития чувашского языка для нас имеют особое значение. Разрабатываются и издаются учебные программы и пособия для изучения чувашского языка, литературы, истории и культуры родного края, которые пополняют школьные библиотечные фонды. В 2023 году учебно-методический комплекс по обучению чувашскому языку и литературному чтению на чувашском языке для начальной школы отмечен Премией Правительства России в области образования.

В настоящее время ведется работа по созданию учебников по региональной истории для 5-7 классов. Авторские коллективы приступили к их разработке. Материалы учебников будут способствовать формированию у обучающихся гражданской идентичности, патриотизма, приверженности к традиционным ценностям, отражающим самобытное духовное, историческое и культурное развитие многонационального народа России в контексте истории Чувашии.

Масштабные изменения происходят в системе профессионального образования. С учетом реальных потребностей регионального рынка труда пересмотрены подходы к формированию госзаказа на подготовку кадров. К примеру, к началу 2024 года сокращены контрольные цифры приема по направлениям «Экономика и управление», «Сфера услуг». При этом значительно увеличены КЦП на специальности «Образование и педагогические науки», «Электроэнергетика» и «Машиностроение», «Строительство» и «Транспорт», «Сельское хозяйство».

С целью обеспечения ключевых секторов экономики кадрами стратегически важно развитие сотрудничества профессиональных организаций со школами и потенциальными работодателями. Своего рода коллаборацией в формате «школа– колледж/вуз – предприятие» в Чувашии стал проект «УПК-21», в рамках которого обучающиеся получают первую профессию. В 2023 году к участию в проекте приступили более 2 тыс. школьников по 43 востребованным профессиям. Были организованы занятия в 268 классах и заключено 165 договоров о сетевом взаимодействии. Более 600 старшеклассников завершили обучение, получили свидетельство о профессии рабочего и имеют возможность официального трудоустройства.

Чувашия активно включилась в федеральный проект «Профессионалитет», который предусматривает, в том числе и обеспечение сокращения сроков подготовки, целевое обучение с последующим трудоустройством. В республике действуют пять кластеров по направлениям «Топливно-энергетический комплекс», «Машиностроение», «Туризм и сфера услуг», «Педагогика», «Клиническая и профилактическая медицина», где объединены усилия колледжей и организаций реального сектора экономики. В 2024 году дополнительно будут созданы кластеры по направлениям «Химическая отрасль» и «Сельское хозяйство». На создание кластеров направлено более 760 млн. руб.

В современных реалиях в числе наших задач – оказать содействие новым регионам страны интегрироваться в российское образовательное пространство. В 2023 году проведена образовательная сессия для руководителей образовательных организаций подшефного Чувашии Бердянского района Запорожской области. Образовательными организациями республики собрана гуманитарная помощь – канцтовары, книги и игрушки. 298 детей из Бердянского района и Донецкой Народной Республики отдохнули в прошлом году в нашей республике. 45 ребят приехали на традиционную Ёлку Главы Чувашии. Детям Бердянского района передано более 2 тысяч сладких подарков, новые учебники истории для старшеклассников, учебные пособия для изучения родного украинского языка, 20 образовательных организаций оснащены информационными стендами и государственными символами. Такое сотрудничество будет продолжено и в этом году.

Осуществляется поддержка участников специальной военной операции и членов их семей. Все больше неравнодушных детей и педагогов подключается к плетению маскировочных сетей, изготовлению окопных свечей, написанию писем бойцам на передовой. В образовательных организациях проводятся «Уроки мужества» с приглашением участников СВО, увековечивается память героев. Мы поддерживаем инициативы по присвоению образовательным организациям имен Героев России, так, например, Тренькасинской школе Чебоксарского муниципального округа присвоено имя Героя России, гвардии майора, выпускника школы Дмитрия Семенова, чебоксарский лицей № 4 будет носить имя своего выпускника – Героя России Романа Шалаева. Уверен, что это станет значительной поддержкой существующей системы патриотического воспитания подрастающего поколения.

Подводя итоги 2023 года, отмечу, что Чувашия сохраняет высокие позиции по целому ряду ключевых направлений. Среди выпускников школ республики значительно возросло количество стобалльников по результатам ЕГЭ. Чувашия вновь вошла в ТОП-20 лучших регионов по количеству дипломов заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. По предварительным результатам мотивирующего мониторинга Минпросвещения России на сегодняшний день Чувашия занимает 15 место среди всех регионов России.

Среди ключевых задач на 2024 год планируется:

  • открыть 2 школьных технопарка «Кванториум» на базе лицеев № 4 и 44 г. Чебоксары;
  • отремонтировать в школах 11 спортивных залов;
  • обеспечить 39 образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды;
  • открыть Центр цифрового образования детей «IT-куб» на базе Шумерлинского политехнического техникума;
  • создать 1121 место для дополнительного образования детей;
  • оснастить государственными символами Российской Федерации ещё 90 школ;
  • открыть Центр опережающей профессиональной подготовки на базе Канашского транспортно-энергетического техникума и два образовательно- производственных центра на базе Новочебоксарского химико-механического техникума и Цивильского аграрно-технологического техникума.

На выполнение указанных результатов в 2024 году будет направлено более 5,8 млрд. рублей, из которых 3,3 млрд. рублей средства федерального бюджета.

Представители родителей 1Г класса посетили школьную столовую и посмотрели организацию питания 1-4 классов. Родителям все понравилось, они остались довольны и написали теплые отзывы в адрес школы и комбината питания. Напоминаем, что на проверку организации горячего питания в школе может записаться любой желающий родитель через классного руководителя.
"Добрый день!
Сегодня была на завтраке в школе. Осталась довольной увиденным. Столовая чистая, посуда без осколов, работники все приветливые. При входе в столовую, все дети сначала моют руки. Каша была молочная пшенная с маслом, очень вкусная, сама лично ела. Порция не маленькая, точно голодным не уйдёшь. Шла мимо раздевалки, все чисто и аккуратно развешано. Спасибо за заботу о наших детях."
"Добрый день! Я тоже была на завтраке в школе. Осталась довольной. Дети точно у нас не останутся голодными, порции не маленькие. Если жалуются дети на еду, не верьте. Сегодня лично видела, дети сами многие не кушают. Готовят вкусно, лично пробовала. Отношение к детям и к нам очень хорошее, в столовой очень чисто, аккуратно. Спасибо большое Ирине Александровне за наших детей и нам родителям. Дети перед столовой моют руки и соблюдают дисциплину. Все молодцы! Перед тем как подавать детям еду, имейте в виду, еда проходит этапную проверку. Я очень рада, что побывала сегодня на контроле завтрака. Приятно было находиться в такой обстановке, мои ожидания оправдались на все 100%"


    

В целях популяризации тематики защиты персональных данных в детской среде просим разместить материалы о бережном обращении с персональными данными в электронных дневниках обучающихся и на сайте Вашей общеобразовательной организации.

Информационные материалы размещены по следующим ссылкам:

- https://персональныеданные.дети

- https://52.rkn.gov.ru/directions/p2761/p26550/

Бережное обращение с персональными данными

Сегодня реальность во многом заменяется виртуальным миром. Мы знакомимся, общаемся и играем в Интернете; у нас есть друзья, с которыми в настоящей жизни мы никогда не встречались, но доверяемся таким людям больше, чем близким. Мы создаем своего виртуального (информационного) прототипа на страничках в социальных сетях, выкладывая информацию о себе.
Используя электронное пространство, мы полагаем, что это безопасно, потому что мы делимся всего лишь информацией о себе и к нашей обычной жизни вроде бы это не относится.
Но на самом деле границы между абстрактной категорией «информация» и реальным человеком носителем этой информации стираются.
Информация о человеке, его персональные данные сегодня превратились в дорогой товар, который используется по-разному:

  • кто-то использует эти данные для того, чтобы при помощи рекламы продать вам какую-то вещь;
  • кому-то вы просто не нравитесь, и в Интернете вас могут пытаться оскорбить, очернить, выставить вас в дурном свете, создать плохую репутацию и сделать изгоем в обществе;
  • с помощью ваших персональных данных мошенники, воры, могут украсть ваши деньги, шантажировать вас и заставлять совершать какие-то действия;
  • и многое другое

Поэтому защита личной информации может приравниваться к защите реальной личности. И важно в первую очередь научиться правильно, безопасно обращаться со своими персональными данными.
-https://xn--80aalcbc2bocdadlpp9nfk.xn--d1acj3b/
-https://52.rkn.gov.ru/directions/p2761/p26550/